Кто в доме хозяин
Можно было предположить (или хотя бы надеяться), что, пока женщины отвоевывают равные с мужчинами позиции на работе, мужчины так же решительно отвоюют у жен их домашнюю работу. Увы, этого не произошло. Но - хорошая новость:прогресс все-таки есть!
Женщина, хотя и работает ничуть не меньше, а то и больше мужчины, все равно считается единственной официально признанной хранительницей очага. А мужчина так, рядом, - греется, млеет и довольно улыбается. Что же ему мешает взять хотя бы часть хозяйства на себя? Биологическая несовместимость с пылесосом? Психологические трудности в общении с плитой? Страх перед мытьем посуды? А дети? Мужчины боятся, что они разбегутся в разные стороны, даже если еще не научились держать головку?
Цифры упрямы:
женщина тратит на семью (то есть на хозяйство и на общение с детьми) вдвое больше времени, чем мужчина. Но если смотреть на жизнь с оптимизмом, то стоит упомянуть, что все-таки мужчины сейчас чаще занимаются домом, чем раньше. Например, во Франции статистика показывает, что с 1967 года количество мужчин, которые ведут хозяйство наравне с женщиной, увеличилось с 8% до 17%. Впечатляет? Безусловно - мы же смотрим на жизнь с оптимизмом...
Когда же социологи спрашивают мужчин, почему они мало проводят времени со своими детьми, те отвечают, что вполне готовы, что даже хотят ухаживать за малышами, играть с ними гораздо больше, но... не могут. Не могут, потому что кому-то не хватает времени, кому-то - навыков, а кто-то даже жалуется на то, что жена не пускает занять «родительское» место рядом с детьми, подсознательно ревнуя их. Заглядывая глубже, можно понять, что за этими причинами (иногда больше похожими на отговорки) скрывается сразу несколько факторов, из-за которых мужчины боятся погружаться в хозяйство и воспитание детей. Превращение из мужчины «карьерно-общественного» в «мужчину семейно-домашнего» остается очень трудным, потому что оно наперекор всем предрассудкам. Хотя то, что такое вообще стало возможным, конечно, уже победа. Перефразируя знаменитое изречение американского астронавта Нила Армстронга, это маленький шаг для человека, большой шаг для полового равенства. Но что могут изменить тридцать лет после победы феминистского движения против тридцати тысячелетий патриархального общества? Зато один европейский писатель еще век назад провозгласил, что «отец семейства - это авантюрист нового времени». Так что крепитесь, мужчины! Приключения ждут вас: на кухне или в детской - везде найдется место для подвига! Есть несколько классических схем мужского поведения по отношению к домашним делам. Какие-то из них ближе к желанному равноправию полов в быту, какие-то - очень далеки. В любом случае это наши мужья, и надо их выслушать, чтобы понять, как разделить обязанности и привести все желания и ожидания к общему знаменателю.
«Новые отцы»
Все эти мужчины такие разные, однако у них есть одно общее: никто из них не занимается собственно хозяйством - и не хочет этого делать. Любопытное исследование провели во Франции после принятия закона о сокращении рабочего дня: выяснилось, что освободившееся от работы время мужчины готовы потратить на своих детей, но никак не на домашние обязанности! И женщины понимают их, как никто, ведь домашние дела часто тяжелые, неприятные, повторяющиеся изо дня в день, «неблагодарные», потому что результаты уборки исчезают быстро, а результаты готовки - очень быстро. Никакая домашняя работа не доставляет того удовольствия, которое обещает игра с любимыми сыном или дочкой. Среди тех мужчин, которые посвящают большее или меньшее количество времени общению с детьми, почти все признаются, что получают от этого удовольствие: то есть они делают это не потому, что «помогают жене» или «делят обязанности», а потому, что им нравится! В Швеции, например, где отцы давно занимаются домом и детьми не меньше, чем матери, мужчины давно поняли, какой благодарный труд, воспитание малышей, как может быть приятно заниматься с детьми. Да и шведские психологи подтверждают, как важна связь с отцом для ребенка и для его собственной, отцовской, идентичности.
"Перебежчик"
Сейчас в Европе все чаще можно встретить мужчин, берущих послеродовой отпуск по уходу за ребенком или уменьшающих рабочую нагрузку, чтобы побыть с семьей. Безусловно, для этого нужно некоторое самоотречение: человек сам, по своей воле, тормозит свой карьерный рост, чтобы побыть с семьей, видеть, как растет его малыш. Нет, даже не так: сначала он рискует упасть в глазах начальства, - согласитесь, просьба о послеродовом отпуске из уст мужчины звучит немного странно. Потом, возникает и психологический риск: мужчина, остающийся дома в будни или встречающий ребенка у школы, должен сам для себя придумать мужественность, которая с доисторических времени выражалась в количестве притащенных к ужину мамонтов. Даже в социальном плане поджидают опасности: мужчину - «фею домашнего очага» не принимают ни женщины-домохозяйки - он внедряется в их сообщество как чужак, ни мужчины, в глазах которых он - перебежчик. Но, видимо, ничего из этого не останавливает тех мужчин, кто готов повести по жизни своего ребенка, не теряя ни одной минутки, ни одной улыбки, ни одной слезинки ради соответствия стереотипам. И таких мужчин становится все больше.