Зачем нужны хищники в компостном чае
Представьте лес, в котором живет стадо диких кабанов, а рядом деревню с охотниками. Охотники ждут, пока кабанчики соберут корешки и желуди с больших площадей леса, наберут массу калорийного мяса и жира в несколько тонн, и только тогда опытные охотники начнут привлекать, прикармливать кабанов овсом, делая корытца и высыпая туда зерно. Не любят охотники есть кашу из геркулеса, а любят свежее мясо, подчиняются природным инстинктам. Не любят они также бегать по всему лесу за животными: проще их обмануть, привлечь в свои сети.Все знакомы с росянкой на болоте, которая обманывает комаров, привлекая их каплей ароматного сока. На болоте дефицит азота, но комары летают далеко, пьют кровь из тех же кабанчиков. Собирают для умной росянки белковый корм с большой площади. В природе таких растений-охотников насчитывается тысячи видов. И открывается все больше и больше способов, с помощью которых растение охотится за животной белковой пищей.
Но по-прежнему более 90 % наших садоводов, да и агрономов все еще считают, что растению достаточно минеральных азотистых подкормок, чтобы оно хорошо росло и давало большой урожай, и никакой белковой животной пищи ему не требуется.
Когда я в свой слабенький микроскоп стал изучать микромир в АКЧ – то увидел, что уже через 6–8 ч после аэрации в капле настоя шевелятся миллиарды различных видов микробов. К концу суток в чае появляются крупные, быстрые, подвижные хищники – инфузории, амебы, нематоды. В почве эти охотники, в отличие от малоподвижных бактерий, передвигаются также на приличные расстояния.
Я вместе с внуками пробовал на стекле проделать опыт: капал две капли, в одной чистая культура инфузорий, во второй – культура сенной палочки. Если сделать между каплями тонкий мостик из воды, то инфузории большой «толпой» с огромной скоростью устремляются к бактериям и начинают охотиться за ними.
А теперь вернемся к почве моего сада. Сверху у меня мульча из навоза, листьев и травы. Я ее весной обработаю, допустим, «Байкалом ЭМ». Бактерии начнут разлагать органику, создавая минеральные соли, которые доступны для корней. Так нас учат создатели ЭМ-препаратов.
Проделаем другой опыт. Например, я регулярно опрыскиваю органику хорошим АКЧ, в котором не только тысячи видов компостных бактерий, но и много амеб, инфузорий, нематод и прочей быстро двигающейся микрофауны. Через некоторое время эти хищники съедят доступные бактерии, станут концентратами белка и жира и проголодаются, как кабанчики в лесу, когда съедят все желуди.
Голод всю эту быстро двигающуюся микрофауну погонит за поиском пищи. И, думаете, не найдется на жирных инфузорий охотников на моих грядках?
Охотниками будут корни моих растений. Но корни не станут гоняться за шустрыми инфузориями: подобно тому, как росянка притягивает комарика сладкими выделениями, корни своими секретами привлекут бактерий в ризосферу. Концентрация бактерий в зоне ризосферы возрастет в тысячи раз по сравнению с окружающей почвой. И все хищники (амебы, инфузории, нематоды) – концентраты белка, накопленного с большой площади, устремятся в зону всасывающих корней. Но хищники, питаясь чистым белком бактерий, всегда выделяют лишний азот на корни растений.
Жизнь мелкой живности коротка. Они не только делятся, размножаются, но и погибают. Разлагающимся белком этих хищников питаются бактерии, но и корни начинают всасывать не только минеральный азот, но и аминокислоты, витамины и сотни других изученных и не изученных веществ.
Поэтому растения, растущие на почве, пролитой АКЧ, обогащенной «почвенными быстро передвигающимися хищниками», перестают быть бедными собирателями малодоступных минеральных солей, конкурируя за дефицитный азот с почвенной биотой. Корни моих растений становятся умными «охотниками» за жирными «кабанчиками» – амебами и инфузориями, которые приносят им прямо «в рот» накопленный на большой площади азот в виде более ценной белковой пищи.
То, о чем я здесь написал, известно ученым – почвенным микробиологам и экологам. Но совсем не знакомо ученым-агрономам. А таких примеров, как умные корни охотятся за пищей, можно привести множество.
Вывод: внося готовый компост, вы приучаете растения к «манной каше», а на органике, пролитой АКЧ, вслед за бурным ростом мелких хищников начинают размножатся и крупные хищники, дождевые черви и другие почвенные инженеры, которые в сотни раз быстрее перерабатывают опад до очень ценных копролитов. Внося АКЧ, вы приучаете растения вступать в симбионтные отношения с почвенным микромиром.