Как формировать психологическую устойчивость
Хорошо ли работает ваш «радар», способен ли улавливать то, о чем думают люди, прежде чем они произносят слова? Термин «эмоциональный интеллект» был введен в оборот в 1980-е годы и популяризирован рядом авторов, среди которых – Питер Салави и Дэниел Гоулман. Наряду с ним употребляется термин «эмоциональный коэффициент». Журнал Harvard Business Review провозгласил идею эмоционального интеллекта «прорывной и задающей новую парадигму».Модель эмоционального интеллекта предполагает наличие ряда способностей: наблюдение за собственными чувствами, управление ими. В книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе» (издательство Bloomsbury, 1999 г.) Дэниел Гоулман предполагает, что самосознание в терминах эмоционального интеллекта – это «способность индивида понимать свои эмоции, сильные и слабые стороны, мотивы, ценности и цели и осознавать их влияние на окружающих, руководствуясь при этом чутьем при принятии решений». Гоулман упоминает об исследовании, предпринятом компанией Johnson & Johnson, которое указывает на следующий факт: сотрудники среднего звена с высоким управленческим потенциалом продемонстрировали более высокие компетенции в сфере эмоционального интеллекта по сравнению с менее перспективными коллегами.
Одно из преимуществ – получение ранних сигналов о том, что может пойти не так. Если кто-то и говорит «Я согласен», ваша интуиция может подсказывать, что он имеет в виду прямо противоположное. Восприятие и интерпретация языка тела обычно подсказывают, о чем думают люди, даже если они произносят нечто обтекаемое.
Эмоциональный интеллект дает глубокое понимание ситуаций, но требует от вас готовности лучше узнать себя, разбираться в других людях и использовать полученные знания для коррекции собственного поведения. Кроме того, хороший «радар» обеспечивает системой раннего предупреждения, которая фиксирует человеческие реакции, способные выбить из колеи или нарушить вашу психологическую устойчивость.
Психологическая устойчивость выше у людей, верящих в осмысленную целесообразность жизни. Она может выражаться в участии в деятельности, полезной для отдельных людей и общества в целом.
Дарить свое время тем, кто имеет проблемы с психологической устойчивостью, – больше, чем доброта. Это может оказаться способом развития способных кадров, удержания ценных специалистов. Помогая людям возвращаться к продуктивному труду, можно высвобождать и собственную энергию.
Если вы возвращаетесь к жизни после тяжких событий, вероятно, есть несколько человек, которых стоит поблагодарить. Иногда они оказывают деятельную поддержку, порой просто слушают. В какой-то момент просто мешают вам. В одиночку нам не справиться со всем этим. Мои советы и стратегии, приведенные в данной книге, призывают вас получать поддержку и поощрение от других людей.
Как правило, занятые своим делом профессионалы имеют наиболее отточенные навыки, обширные связи и необходимую энергию, чтобы помочь тем, кто сражается. Не замыкайтесь в меркантильной ментальности, предписывающей действовать лишь в том случае, если светит выгода; не участвуйте в кармической игре, веря, будто вселенная – механизм ввода-вывода. Наименее важен вопрос: «Что я от этого получу?» Задача должна быть выполнена; если вы способны эффективно с ней справиться и улучшить чье-то положение, дискутировать не о чем.