Внутреннее устройство храма
Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.
Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это — возвышение перед иконостасом. Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.
Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.
Клиросы (правый и левый) — это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.
В центре иконостаса — Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево — икона Божией Матери.
Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов.
В первом ярусе на Царских вратах — иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) — иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа — образ Спасителя и храмового праздника, а слева — Божия Матерь и икона особо чтимого святого.
Во втором ярусе — над Царскими вратами — Тайная вечеря, а по сторонам — иконы двунадесятых праздников.
В третьем ярусе — над Тайной вечерей — икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа — Богоматерь, слева — Иоанн Предтеча, а по сторонам — иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников — святых пророков.
В пятом ярусе — Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам — иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.
В различных храмах число ярусов может разниться.
На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.
Алтаремхрамы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.
Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне — мужчины.
В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней — из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).
Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.
Евангелие — это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.
Крест — это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.
Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.
В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В vii веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.
В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название: благовест, трезвон и перезвон. Перезвон — медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших. Звон в один колокол называется «благовест». Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного, называется «трезвон». Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.