Пастух и его жена
Ребе Акиба (один из принявших мученическую кончину при императоре Адриане) в молодости служил пастухом у знаменитого богача Калба-Шабуи. Дочь Калба-Шабуи, Рахиль, приглядываясь к бедному пастуху и видя в нём честного и достойного юношу, полюбила его.– Акиба, – сказала она ему однажды, – если я соглашусь стать твоею женой, поступишь ли ты в школу, чтобы посвятить себя науке?
– Да, – ответил Акиба.
Они тайком и обручились. А когда об этом узнал Калба-Шабуа, он выгнал дочь из дому и объявил о лишении её наследства. Молодые люди повенчались. Жили они настолько бедно, что на зиму вынуждены были искать приют в сенном сарае.
Сидит однажды Акиба и, выбирая соломинки, приставшие к волосам Рахили, говорит:
– Имей я деньги, я подарил бы тебе золотой «Иерусалим» (диадему с выгравированными на ней изображением Св. Града).
В это время у дверей сарая появляется Илия-пророк в образе нищего и начинает молить:
– Пожертвуйте охапку соломы, – жена моя родила и лежит на голой земле.
– Видишь, – говорит жене Акиба, – у этого бедняка даже соломы нет. В сравнении с ним мы – богачи.
– Не о богатстве мечтаю я, – отвечает Рахиль, – единственное желание моё – это чтобы ты отправился в школу учиться.
Поступил Акиба в школу ребе Элиэзера и ребе Иошуи.
Прошло двенадцать лет. Бедный пастух стал учёным законоведом с аудиторией из двенадцати тысяч учеников. И тогда он решил, что пора ему возвратиться к жене.
Подойдя к дверям избушки, в которой жила в одиночестве Рахиль, он слышит, как один из соседей, человек злой и безнравственный, говорит его жене:
– Что ни говори, отец твой вполне прав. Во-первых, нищий пастух вообще тебе не пара; а затем, подумай, столько лет оставлять тебя в положении вдовы при живом муже!
А Рахиль на это отвечает:
– Если бы Акиба послушался меня, он остался бы в академии ещё на двенадцать лет.
Получив таким образом согласие жены, ребе Акиба возвратился в академию. Прошло ещё двенадцать лет.
Наставником двадцати четырёх тысяч учеников возвращался ребе Акиба в родные места.
Весь город вышел навстречу знаменитому учёному. Пошла и Рахиль.
– Ты бы хотя одолжила у кого-нибудь во что одеться поприличнее, – стали говорить ей соседки.
– Не беда и так, – отвечала Рахиль, – праведный знает, что в сердце моём.
Приблизившись к Акибе, она склонилась до земли и стала целовать ноги его. Видя незнакомую женщину, ученики бросились отгонять её.
– Пустите её ко мне, – остановил их ребе Акиба, – все мои и ваши знания принадлежат этой женщине.
Услышал о прибытии какого-то знаменитого учёного и старый Калба-Шабуа, раскаявшись в жестоком отношении к дочери, и подумал:
– Пойду к нему, не разрешит ли он меня от моего обета в отношении дочери.
Приходит он к ребе Акибе и рассказывает ему своё дело.
Спрашивает ребе Акиба:
– А если бы тебе было известно, что пастух тот сделается знаменитым учёным, дал бы ты такой обет?
– Никоим образом, – отвечает Калба-Шабуа, – даже если бы он одну-единственную галаху (закон) взялся выучить.
– Если так, – говорит р. Акиба, – то знай же, что муж твоей дочери – это я.
Поклонился до земли старый Калба-Шабуа и, целуя ноги у ребе Акибы, заявил, что отдаёт ему с дочерью половину своего состояния.