Ученые выяснили интересный факт о Мачу-Пикчу

Изучая многовековые документы и более поздние полевые заметки, исследователи приходят к выводу, что инки называли это место «Уайна-Пикчу». Мачу-Пикчу — один из самых известных археологических памятников в мире, но, возможно, мы все эти годы называли его неправильным именем.

Так утверждает исследование, недавно опубликованное в Ñawpa Pacha: Journal of Andean Archeology историком доктором Донато Амадо Гонсалесом из Министерства культуры Перу (Куско) и археологом Брайаном С. Бауэром из Иллинойского университета в Чикаго.

По их словам, это неправильное название сайта может быть связано с первоначальным непониманием местных географических названий.

«Пересмотр известной информации может раскрыть новые аспекты Мачу-Пикчу и его открытия, а также его строителей и роль этого места в Империи инков», — говорят исследователи.

Амадо Гонсалес специализируется на ранней колониальной истории Куско, а Бауэр как археолог специализируется на росте и расширении империи инков. За прошедшие годы они независимо друг от друга нашли доказательства того, что Мачу-Пикчу изначально назывался Уайна-Пикчу. Поняв, что они работают над одной и той же темой, они решили работать вместе и объединить свою базу данных.

«Этот тип неправильного наименования случается очень часто. Мы не предлагаем менять название, поскольку Мачу-Пикчу известен во всем мире. Тем не менее, это исследование дает новую информацию об инках, а также об открытии этого места», — отметил Бауэр.

«Роза под любым другим названием… может оставаться розой, но знание первоначального названия важно для тех, кто изучает это место, инков и ранний колониальный период в Перу», — добавил он.

Их исследование последовало за исследованием 1990 года, проведенным андским ученым Джоном Роу, который первым использовал архивные документы, чтобы доказать, что название «Мачу-Пикчу» было неправильным.

Исследователи изучили оригинальные полевые заметки, принадлежащие американскому исследователю Хайраму Бингэму, который в 1911 году первым сообщил о существовании города-крепости инков в горах Перу, а также карты региона начала 20 века и многовековые испанские земельные документы из разных архивов.

Они пришли к выводу, что первоначальным названием города инков, скорее всего, было Уайна-Пикчу (молодая гора) в честь ближайшей к этому месту скалистой вершины, а не Мачу-Пикчу (старая гора), как называлась самая высокая вершина возле древнего города. Это имена кечуа, основной языковой семьи, использовавшейся во времена инков, на которой до сих пор говорят миллионы людей в перуанских Андах.

«Результаты однозначно предполагают, что город инков первоначально назывался Пикчу или, что более вероятно, Уайна-Пикчу, и что название Мачу-Пикчу стало ассоциироваться с руинами, начиная с 1911 года, благодаря публикациям Бингема», — говорится в их статье.

Бингэм прибыл в Куско в начале июля 1911 года, надеясь определить местонахождение двух городов, Виткос и Вилькабамба, из которых инки вели почти 40-летнюю войну сопротивления испанцам. Исследователь добрался до заросших руин города во главе с местными фермерами-аборигенами, которые рассказали ему о его существовании.

Исследователи отмечают, что хорошо задокументировано, что люди знали о руинах до Бингема. Во время его первого визита рядом с руинами жили две фермерские семьи, и Бингема привел на это место Мельчор Артеага, фермер-арендатор, живший на дне долины и по крайней мере один раз побывавший в руинах. Кроме того, местные исследователи Энрике Пальма, Агустин Лисаррага и Гавино Санчес зафиксировали свое посещение этого места в 1902 году.

Исследователи сделали вывод из полевых заметок Бингэма, что он решил назвать руины Мачу-Пикчу на основе информации, предоставленной его гидом Артеагой, но это могло быть связано с недопониманием между ними по поводу топонимов.

Ранее, прежде чем Бингем покинул Куско в поисках останков, землевладелец Адольфо Кеведо рассказал ему о руинах под названием Уайна-Пикчу вдоль реки Урубамба. Согласно документам, изученным исследователями, сын Кеведо также сказал Бингэму в 1912 году, что руины назывались Уайна-Пикчу.

Исследователи также отметили, что в атласе 1904 года, опубликованном за семь лет до прибытия Бингэма в Перу, также упоминаются руины города инков под названием Уайна-Пикчу.

По словам Бауэра, наиболее четкие связи с первоначальным названием города инков сохранились в отчетах, написанных испанцами относительно вскоре после того, как регион перешел под их контроль в конце 16 века, когда коренные жители региона рассматривали возможность возвращения, чтобы снова заселить город, который они назвали Уайна-Пикчу.

«Хотя отрицательные доказательства никогда не бывают такими убедительными, интригует тот факт, что мы не знаем ни одного упоминания о городе инков под названием Мачу-Пикчу до того, как новости о визите Бингема взорвали весь мир в 1912 году», — пишут исследователи в своем отчете.

17.04.2022 enr091 0