Ученые обнаружили уникальный способ пустить время вспять

Физики провели необычный эксперимент. Изучение процесса старения стекла привело к обнаружению первых уникальных физических свидетельств обратимости материальной времени.

Об этом пишет ScienceAlert.

В большинстве случаев законы физики обращают мало внимания на направление времени. Путем инверсии уравнений, описывающих движение объекта, можно относительно легко определить момент его начала. Эти законы называются обратимыми во времени.

Несмотря на то, что некоторые физические законы могут быть обратимыми во времени в теории, в реальности временной ход обусловлен тенденцией систем к увеличению беспорядка, что подчеркивается вторым законом термодинамики. Эта тенденция создает ощущение стрелы времени, отделяющей прошлое и настоящее от будущего.

Определить, является ли материальная система обратимой во времени или поддается энтропии, представляется сложной задачей. Примеры, такие как ржавеющий автомобиль или разрушение корабля на берегу, легко визуализировать, но некоторые материалы, например, стекло, могут изменяться медленно в процессе времени без явных воздействий внешних коррозионных сил.

Полимеры и аморфные твердые тела, включая стекло, состоят из частиц, находящихся в жидком состоянии. Они релаксируют в теоретически стабильное состояние, учитывая свои собственные энтропийные процессы. Физики обозначают эту меру старения как "материальное время". Несмотря на то, что концепция существует с 70-х годов прошлого века, экспериментальные измерения еще не были проведены.

Тем не менее ученые утверждают, что это не подразумевает возможность обратного движения старения материалов. В общем случае система достигнет состояния, которое определено её энтропией.

31.01.2024 enr091 0