Китайские ученые зафиксировали самый яркий гамма-всплеск за всю историю мировых исследований

По данным Института физики высоких энергий (IHEP) Китайской академии наук, ученые из КНР обнаружили самый яркий на сегодняшний день гамма-всплеск (GRB) в результате совместных наблюдений с Земли и из космоса. Об этом сообщает Информационное агентство Синьхуа.

Объединенные наблюдения были проведены Китайской обсерваторией больших высотных атмосферных ливней (LHAASO), искателем всплесков высоких энергий (HEBS) – монитором всего неба для гамма-транзиентов, а также китайской Рентгеновский астрономический спутник Insight-HXMT (Hard X-ray Modulation Telescope), обеспечивающий многоспектральные измерения гамма-всплеска, закодированного как GRB 221009A.

Всплески – это чрезвычайно мощные взрывы, которые наблюдались в далеких галактиках. Это самые энергичные и яркие электромагнитные явления со времен Большого взрыва. Всплески могут длиться от нескольких миллисекунд до нескольких часов, производя столько энергии, сколько излучает Солнце за все время своего существования.

Всплески большей длительности генерируются коллапсом и взрывом звезд с массой в десятки раз больше солнечной. А короткие вспышки возникают при слиянии двух компактных небесных тел, таких как черные дыры или нейтронные звезды, которые могут также сопровождаться гравитационными волнами, говорят ученые.

"Всплеск GRB 221009A – это длительный всплеск, который произошел на расстоянии более двух миллиардов световых лет от Земли. По оценкам, всплеск такой огромной яркости происходит только раз в десятилетия", – сказал Чжан Шуангнань, директор отдела астрофизики элементарных частиц ИФВЭ, а также главный исследователь Insight-HXMT.

По словам Цао Чжэня, главного исследователя LHAASO, в этом наблюдении LHAASO обнаружил большое количество фотонов высокой энергии, максимальная энергия которых достигла 18 ТэВ.

"Совместными наблюдениями LHAASO, HEBS и Insight-HXMT мы обнаружили, что это событие было более чем в 10 раз ярче самого яркого гамма-всплеска, ранее наблюдаемого людьми", – сказал он.

"Это наблюдение побило несколько рекордов по наблюдениям за гамма-всплесками и имеет большое значение для выявления механизмов выброса гамма-всплесков", – добавил Цао.

LHAASO, занимающий площадь 1,36 кв. км на высоте 4410 метров над уровнем моря в уезде Даочэн, провинция Сычуань на юго-западе Китая, является одним из ключевых объектов национальной научно-технической инфраструктуры страны.

Insight-HXMT, первый китайский рентгеновский астрономический спутник, запущенный на орбиту 15 июня 2017 года, за последние пять лет сделал ряд открытий, касающихся черных дыр, нейтронных звезд и быстрых радиовсплесков.

HEBS был отправлен в космос 27 июля 2022 года с использованием новой технологии обнаружения. С помощью китайской навигационной спутниковой системы BeiDou он может быстро отправлять данные наблюдений обратно на Землю.

25.10.2022 enr091 0